У вас наверняка есть знакомые, о которых говорят, что у них нестандартное мышление. Что это за зверь такой, что это за тип мышления? Давайте попробуем разобраться.
Если очень тезисно, то нестандартное мышление — это способность решать возникшие задачи необычным путем. Согласитесь, сегодня это — большая редкость. Все привыкли думать штампами, говорить цитатами великих и доморощенных мыслителей, жить по шаблону… Серость и унылость во всех сферах жизни. На работе стандартные задачи решаются стандартными методами. Лишь дети и очень небольшой процент взрослых могут похвастаться таким мышлением, которое разрывает шаблон.
Простейший способ проверить, стандартное ли мышление у ребенка — это попросить его посчитать вслух от ста до нуля. А в процессе счета, скажем, на 50, 30 и 10, назвать поэта, часть тела и цвет. Если это будут ответы “Пушкин”, “нос” и “красный” — что ж, у вашего чада стандартное мышление. Кстати, этот тест можно использовать не только для детей.
В жизни взрослого человека нестандартное мышление будет очень полезным во всех сферах его деятельности: от решения рабочих дел до бытовых мелочей. А что дает нестандартное мышление ребенку? Во-первых, незашоренность мышления и богатая фантазия. Это помогает ребенку придумывать новые игры, развлекать себя, а также легко заводить новых друзей.
Во-вторых, именно нестандартное мышление — начало любви к чтению. Особенно хорошо пойдет фантастика и фэнтези! На ранних стадиях можно читать сказки. Прекрасным примером сказок для детей с нестандартным мышлением будет “Повесть о Ходже Насреддине” Соловьева. Добрая, поучительная книга со смыслом. Кстати, можно после каждой истории спрашивать у своего чада, а как бы он поступил в такой ситуации.
А в-третьих, нестандартное мышление в дальнейшем очень упростит жизнь ребенку за счет отсутствия у него шаблонов в мышлении и действиях. Конечно, забивать гвозди микроскопом — это тоже нестандартно, но…
Однако нужно быть очень внимательным, ведь часто на рассказ своего чада о чем-то невероятном или невозможном мы реагируем достаточно резко. От нейтрально-безразличного “Так не бывает” до острого и колкого “Врунишка!”. А ведь ребенок просто проявил свое нестандартное мышление.
Эта проблема актуальна и для детей, которые ходят в детский сад. Ведь сад — это подготовка к школе. А там уже учат мыслить стандартно — подготовка к взрослой жизни. Вот так, с младенчества, и губятся на корню возможные великие таланты. Обычно решенную нестандартным (для взрослого) путем задачу воспитатель отмечает как неверную. А у ребенка может возникнуть психологическая травма.
Так что, дорогие родители, прислушивайтесь и присматривайтесь к ребенку — не все, что кажется нам нелепым, лишено смысла. Может, мы его просто не видим в силу своей шаблонности? Чаще общайтесь с детьми, проводите больше времени — они могут научить вас мыслить нешаблонно. И как знать, может, именно благодаря такому нестандартному мышлению вы получите долгожданное повышение на работе?